Современный этап развития атомной энергетики характеризуется повышенными требованиями безопасности, предъявляемыми к объектам использования атомной энергии (ОИАЭ).
Особое место на этих объектах занимают системы хранения и транспортирования ядерного топлива. Особенностью таких систем является потенциальная возможность возникновения аварийных ситуаций, связанных с падением оборудования при проведении транспортно-технологических операций, что может привести к серьезным радиационным последствиям.
Для транспортировки и хранения радиоактивных материалов применяют специально разработанные контейнеры, используемые для размещения отработавшего ядерного топлива, обеспечивающие ядерную и радиационную безопасность, а также сохранность топлива при хранении и транспортировании по территории ОИАЭ и к месту хранения отработавшего топлива.
В конструктивном исполнении данный контейнер является сложным и дорогостоящим изделием, к которому
предъявляются повышенные требования безопасности. Например, контейнер должен отвечать требованиям динамической прочности при воздействии ударных нагрузок высокой интенсивности, и обладать при этом определенными демпфирующими качествами, снижающими внешние динамические перегрузки.
В соответствии с требованиями НП‑061‑05 при проведении технологических операций должна исключаться как возможность выпадения ядерного топлива из контейнера, так и любое нарушение в положении располагающегося в нем ядерного топлива. Выполнение подобных требований, возможно, прежде всего, в случае сохранения целостности (герметичности) контейнера и отсутствия недопустимого формоизменения.
Упомянутые выше требования по обеспечению безопасности контейнера предусматривают подтверждение
его показателей безопасности путем проведения натурных испытаний на ударные воздействия по регламентируемым нормативным требованиям, в частности, при падении контейнера на жесткую плиту с определенной высоты в различных положениях, падение на металлический штырь и т.п. Однако такие испытания крайне затруднены, прежде всего, в силу их значительной стоимости.
Получение достоверных оценок поведения оборудования для транспортирования радиоактивных материалов возможно также на основе проведения численных виртуальных экспериментов. В подобных обстоятельствах особую актуальность приобретает возможность отработки конструктивных решений на стадии проектирования оборудования путем проведения многовариантных расчетных исследований с применением современных программных комплексов. Реализуемое в них полномасштабное компьютерное 3D моделирование деформационного процесса, позволяет выполнить достаточно глубокий и детальный анализ динамических процессов, сократить сроки проектирования и снизить стоимость проекта.
Математическое описание динамических процессов пластического деформирования конструкций сводится к решению трехмерных нестационарных задач механики деформируемого твердого тела.