Когда нужен расчет на вибростойкость
Расчет на вибростойкость актуален для объектов, где возможны колебания от работы оборудования, транспорта или внешних воздействий. Ниже перечислены основные типы конструкций и ситуаций, в которых расчет вибростойкости обязателен или крайне рекомендуется.
1. Оборудование атомных и тепловых электростанций
• Насосные агрегаты, вентиляторы, турбины, компрессоры.
• Теплообменники, корпуса реакторов, трубопроводы.
• Опоры и фундаментные плиты оборудования.
Расчет на вибростойкость оборудования АЭС регламентируется строгими нормами ПНАЭ Г‑7‑002‑86.
2. Трубопроводные системы
• Высокотемпературные и высоконапорные трубопроводы.
• Газо- и паропроводы, транспортирующие среды с пульсациями.
• Системы с перепадами давления и нестабильным потоком.
Трубопроводы особенно чувствительны к вибрациям от насосов, компрессоров и резонансных колебаний. Игнорирование вибрации может привести к усталостным трещинам и разрушениям в зонах креплений.
3. Металлоконструкции и несущие элементы зданий
• Мосты, эстакады, платформы.
• Технологические этажи, на которых установлено оборудование.
• Конструкции в зонах воздействия промышленной вибрации или движения транспорта.
При проектировании металлоконструкций важно исключить совпадение собственных частот с частотами внешних источников вибрации.
4. Машиностроительное и промышленное оборудование
• Станки, приводы, агрегаты с вращающимися и возвратно-поступательными элементами.
• Конструкции рам и корпусов, испытывающие динамические нагрузки при работе.
• Контейнеры, емкости и оболочки, подвергающиеся колебаниям от механизмов.
В машиностроении расчет вибростойкости помогает предотвратить преждевременный выход из строя и повысить надежность техники.
5. Транспортные системы и объекты инфраструктуры
• Железнодорожные платформы, мосты, тоннели.
• Конструкции, находящиеся вблизи вибронагруженных участков (метро, магистрали, взлетные полосы).
• Узлы крепления оборудования на подвижных объектах (судна, поезда, вагоны).
Длительное воздействие вибраций от транспорта способно привести к накоплению усталостных повреждений и необходимости внепланового ремонта.